Контактная информация

+7-920-297-33-15

s9202973315@yandex.ru

Яндекс.Метрика

Икона Пресвятой Богородицы Свято-Крестовская

14 июня 1995 г. произошло нападение банды Шамиля Басаева на г. Будённовск и захват ею в заложники свыше полутора тысяч человек, которых согнали в местную больницу и удерживали там несколько дней. В ходе этих трагических событий были многочисленные человеческие жертвы. По свидетельству очевидцев, 18 июня в небе над городом произошло явление молящейся перед Крестом Пресвятой Богородицы. Именно Её заступничество перед Богом, как считают верующие люди, во многом способствовало скорейшему завершению кровавой драмы. Описания этого чудесного явления и стали основой для написания Свято-Крестовской иконы Божией Матери.

Полная история явления иконы ниже:

14 июня 1995 г. произошло нападение банды Шамиля Басаева на г. Будённовск и захват ею в заложники свыше полутора тысяч человек, которых согнали в местную больницу и удерживали там несколько дней. В ходе этих трагических событий были многочисленные человеческие жертвы. По свидетельству очевидцев, 18 июня в небе над городом произошло явление молящейся перед Крестом Пресвятой Богородицы. Именно Её заступничество перед Богом, как считают верующие люди, во многом способствовало скорейшему завершению кровавой драмы. Описания этого чудесного явления и стали основой для написания Свято-Крестовской иконы Божией Матери.

История этого святого образа очень интересна. Когда митрополиту Ставропольскому и Владикавказскому Гедеону (Докукину) стало известно о чуде явления Божией Матери, он поручил настоятелю Казанского храма г. Будённовска архимандриту Александру (Ищеину) собрать свидетельства горожан. Ознакомившись с предоставленными ему материалами, Владыка благословил написать новый образ Божией Матери к сороковинам поминовения 128 убиенных в ходе террористического акта жителей Ставрополья. Работа иконописцами была выполнена всего за 12 дней.

Икона была освящена на мощах святителя Игнатия (Брянчанинова) в Андреевском кафедральном соборе города Ставрополя протоиереем Виктором Лукьяновым и 23 июля 1995 г. была доставлена в Казанский храм г. Будённовска. После завершения там Божественной литургии новонаписанный образ пронесли Крестным ходом к городской больнице, на месте которой некогда стоял Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь, устроенный в честь князя-мученика Михаила Тверского и в память убитого народовольцами императора Александра II. То торжественное церковное шествие собрало множество людей, посчитавших необходимым почтить память погибших земляков и молитвенно попросить Царицу Небесную о заступничестве: «Пресвятая Богородица, спаси нас!».

На территории медицинского учреждения, месте произошедших здесь совсем недавно страшных событий, перед Свято-Крестовской иконой был освящен большой куб из чёрного мрамора с выбитым поминальным крестом и надписью: «Жителям г. Св. Креста, невинно убиенным от бандитов 14-20 июня 1995 г.» А там, где когда-то высился монастырский храм, по благословению митрополита Гедеона был совершён чин основания храма памяти всех невинно убиенных на Кавказе в честь святого князя Михаила Тверского. Сейчас же при Краевом центре специальных видов медицинской помощи существует храм-часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Закончился Крестный ход на городском кладбище, где была отслужена панихида и поимённо помянуты все убитые во время террористического акта.

С 1995 года первообраз Свято-Крестовской иконы Божией Матери находится в Казанском храме г. Будённовска. Её празднование совершается 18 июня.

Авторами Свято-Крестовской иконы Божией Матери являются Ольга Поделякина и Евгений Золотаревский. На момент создания иконы Ольге было всего двадца два года. Отвечая на вопросы корреспондента журнала «Провинциальная мысль», Ольга говорила о том, что она оказалась причастной к созданию иконы, конечно, неслучайно. Родилась в Будённовске. Училась в художественном училище, но не закончила его. Заниматься иконописью стала по благословению своего духовника. «Начала работать с тканью: другие художники писали сам образ, а я делала лишь драпировку. Сама боялась браться за кисть, что-то меня останавливало. Но теперь вот взялась — на это, как видите, была Божия воля».

На момент нападения басаевцев на Будённовск она проживала там с мамой и младшим братом, который 14 июня, должен был лечь в больницу на операцию. Но случилось так, что хирург был занят и перенёс операцию на следующий день. Едва Поделякины вернулись домой, как узнали о нападении на город и захвате больницы. «Сколько людей пережили трагедии, опасаясь за жизнь своих родственников, лежавших в ту пору в больницы! А нашу семью Господь уберёг... Как мне не благодарить Господа и Божию Матерь за эту милость?!» — признаётся Ольга.

В 2004 году, когда в Ставропольской духовной семинарии существовало иконописное отделение, Ольга Николаевна трудилась там преподавателем. Говоря о творческом сотрудничестве с Евгением Золотаревским, она говорит: «...его можно назвать иконозиждителем, архитектором, а нас, нескольких молодых художников, воплотителями задуманного. Я очень благодарна Евгению, ведь именно он поддержал меня в православной вере. И икона Божией Матери — это моя молитва за уцелевших маму и брата, за моих настрадавшихся земляков, за всех людей...»

Действительно, икона, со слов самого Евгения Золотаревского, была выполнена по его наброску, который он передал для дальнейшей работы Ольге Поделякиной. Сам же он начал трудиться над образом после беседы с митрополитом Гедеоном, состоявшейся в тяжёлые для Будённовска дни. Евгений Ростиславович был глубоко верующим православным человеком. Широкую известность получили православные сказки и стихи для детей «Златокудрый инок» и «Рыбак и жемчужина», написанные им под псевдонимом Иоанн Рутенин. Кроме Свято-Крестовской иконы Божией Матери, Золотаревский является автором икон «Неугасимая Лампада» и «Росодательница», находящихся в Андреевском соборе города Ставрополя, и некоторых других образов.

Поэт, прозаик, художник-иконописец Евгений Золотаревский скончался в июне 2007-го - на 58-м году жизни. Похоронен в Ставрополе.

Никакой информации о дальнейшей судьбе Ольги Поделякиной после закрытия иконописного отделения Ставропольской семинарии найти не удалось.

Свято-Крестовская икона стала новой иконографией среди Богородичных икон Русской Православной Церкви. На ней Богоматерь изображена у Креста, напоминая о её Голгофском стоянии, сложение рук напоминает Семистрельную икону («Умягчение злых сердец»).

Икона выполнена в новой уникальной технике рельефного шитья, разработанной в ставропольской школе иконотворчества. Лик Богородицы и Её руки писаны маслом. Одежды, корона, нимб, крести фон исполнены в материале: ткань, бисер и речной жемчуг. Царица Небесная изображена справа от Креста, как это описывают очевидцы явления, в молитвенной позе, со скрещенными ладонями на груди, подобно иконе «Невеста Неневестная». На голубом, цвета неба, фоне Богородица предстоит возле Животворящего Креста с надписью IНЦI как Царица «небесе и земли», с короной на голове и в красных, словно обагренных кровью мучеников, одеждах. Вся эта композиция размещена ещё на одном фоне - золотом, от неё в виде креста отходят лучи, которые тоже выполнены золотом, но уже другого оттенка. Смысл изображённого специалисты трактуют так: «Богородица, Которой некогда Самой «прошло душу оружие», соделанная ныне Богом Царицею неба и земли, как бы всегда предстоит, молясь о нас грешных, у Креста Сына Своего и Господа Бога нашего».

За более чем 20 лет своего существования Свято-Крестовская икона стала глубоко почитаемой во многих уголках России. Из различных источников известны судьбы нескольких её списков.

Один из них находится в Казанском пределе Андреевского собора г. Ставрополя.

Второй, выполненный Ольгой Поделякиной, в 2006 году был передан Ставропольской епархией приходу храма Страстной иконы Божией Матери деревни Артемово. Там чтимый образ пребывал до 21 июня 2008 года, когда он Крестным ходом был торжественно перенесён в часовню «Взыскание погибших» на станции посёлка Ашукино Ярославской железной дороги. Эта часовня была возведена годом раньше в память о 109 солдатах и офицерах доблестной Софринской бригады, погибших при выполнении воинского долга в различных «горячих» точках Советского Союза и современной России.

Ещё один список выполнил священнослужитель и иконописец Николай Груздев. На этом варианте Свято-Крестовской иконы под Крестом изображены строения Вознесенского Мамай-Маджарского мужского монастыря, а за ними - Кавказские горы с узнаваемым силуэтом Эльбруса. На полях - святой князь Михаил Тверской.

Вот что по этому поводу вспоминает настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов, побывавший в Будённовске летом трагического для его жителей 1995 года. «По милости Божией мне довелось нести эту икону от больницы до кладбища за городом <...>. Я понял, что сподобился стать свидетелем рождения новой иконы Православной Церкви. И воспринял это как долг её почитать и прославлять <...>. Вернувшись с Кавказа <...>, я обратился к знакомому иконописцу Николаю Груздеву с просьбой написать для меня этот образ. Он проникся новой иконой, которую и написал в древнерусском каноническом стиле. От иконы он сам получил особую помощь. Когда начинал её писать — он был еще мирянином, а когда закончил - был уже диаконом, причём, благословение на рукоположение получил именно 18 июня». 19 февраля 2000 г. этот образ находился на молебне «о даровании победы русскому оружию» и панихиде на могиле генерала Михаила Малафеева в Александро-Невской лавре. Через несколько дней - 25 февраля - икона была принесена в Иоанно-Богословский храм Леушинского подворья, где перед ним был отслужен первый молебен с пением тропаря.

Другая икона находится в Свято-Преображенском мужском монастыре с. Большой Волок (Колпашевская епархия, Томская митрополия). Судя по информации, размещённой на сайте монастыря, ежедневно в 16 часов перед Свято-Крестовской иконой Божией Матери, которая здесь является местночтимой, проводится водосвятный молебен, затем читается Псалтири Божией Матери, а поздно вечером поётся акафист.

По некоторым данным, один из списков Свято-Крестовской иконы Божией Матери был подарен епископом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном (Докукиным) обществу святого Германа Аляскинского в США. Когда и при каких обстоятельствах это произошло, установить не удалось.

Наконец, список Свято-Крестовской иконы находится в Покровском храме с. Ратчино Липецкой области. Сюда её из Будённовска привёз настоятель храма священник Онисим Османов.

В 2020 году администрация Георгиевской епархии в лице епископа Георгиевского и Прасковейского Гедеона обратилась к ректору ПСТГУ протоиерею Владимиру Воробьеву с просьбой о содействии в разработке иконографии и эскизов Образа Явления Пресвятой Богородицы во граде Святой Крест (г. Будённовск). Эта просьба была обусловлена тем, что все существовавшие на тот момент изводы иконы Божией Матери не передают в полной мере событие и образ самого Явления.

Художественной Мастерской Факультета Церковных художеств ПСТГУ было разработано шесть эскизов и их иконографическое обоснование. 9 марта 2021 г. на заседании Епархиального совета Георгиевской епархии, которое прошло под председательством епископа Георгиевского и Прасковейского Гедеона, эти эскизы были рассмотрены, а затем состоялся обмен мнениями. В итоге было решено взять за основу эскиз № 4 и доработать его в соответствии с предложениями, прозвучавшими в ходе обсуждения. Доработанный эскиз иконы Божией Матери «Свято-Крестовская» был направлен на рассмотрение Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви, был одобрен его экспертами и представлен на утверждение Святейшим Патриаром Московским и всея Руси Кириллом. В итоге Георгиевская епархия получила Патриаршее благословение на написание иконы в соответствии с предложенным эскизом.

При разработке эскиза задача изображения событий теракта 1995 года решена так, чтобы одновременно при узнаваемости сохранялась достаточная доля иконной условности. Группа заложников в нижней части композиции иконы представляет собой собирательный образ, созданный на основе документальных фотографий, и одновременно обобщающий группу в образ страдающего «народа», состоящего из людей различного возраста (дети, женщины с младенцами, люди среднего возраста, старики). Важной частью группы являются врачи в белых халатах, в контрасте с темными силуэтами мучителей, являющие собой неизменный образ христианского служения и помощи ближним. Архитектура больницы изображена достаточно условно. Несколько элементов изображения используются для условного описания происходивших событий: красный крест над входом; дверной проём, являющийся знаком вхождения на страдания и избавления от них; белые простыни-флаги и языки пламени огня из окон передают историческую картину штурма здания.

В центре иконы, над символическим зданием больницы и группой заложников, в мандорле тёмно-синего цвета изображена Пресвятая Богородица, молящаяся пред Крестом Господним. Вверху над мандорлой размещена «слава» с поясным Образом Спасителя, Который в левой руке держит открытое Евангелие, а правой — благословляет.

Поля иконы Центричной композиции представляют собой своеобразный ковчег-раму, выполняющую мемориальную функцию: на полях размещён синодик имен 129 человек, погибших во время теракта. Имена написаны на свитках, которые держат Ангелы Господни. У основания иконы, на нижнем поле рамы, представлено изображение Воскресенского Мамай-Маджарского мужского монастыря, находившегося на месте больницы и Явления.

18 июня 2022 года, в день отдания праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в храме Казанской иконы Божией Матери города Будённовска, состоялся чин прославления иконы Божией Матери «Свято-Крестовская». Праздничное богослужение возглавили митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон.